Видео

Mastif Way

Тибетский мастиф даже на сегодняшний день очень редкая собака. Жителям Екатеринбурга повезло особенно. Сегодня можно купить щенка тибетского мастифа в Екатеринбурге в питомнике "Mastif Way". Тибетский мастиф в Екатеринбурге

Питомники

 

 

Тибетский мастиф

 
Источник  https://web.facebook.com/profile.php?id=100029894800322
Мы просто  хранители древней породы тибетский мастиф, которую каждое поколение сохраняет для следующего.
Елизавет К, Мерфи
Президент Европейской федерации
 

История породы

 
Порода Тибетский мастиф очень древняя порода собак. Мастиф - настоящий телохранитель и преданный друг и великолепный компаньон. Мастиф - очень крупная, собака древнего происхождения. Мастиф преданный своему хозяину. Мастиф сочетает в себе величие с добродушием. Мастиф бесстрашен и мягок. Мастиф спокойный и уравновешенный, недоверчивый к посторонним людям. Обладает сильно развитым охранным инстинктом, обладает удивительным интеллектом. Мастиф приходит на помощь не дожидаясь команды. Щенки мастифа при надлежащем воспитании вырастут самыми надежными и здоровыми друзьями. Интеллект у собаки заложен детства и зависит от родителей щенка, их генетики и родословной. Поэтому если покупать щенка породы тибетский мастиф не питомнике, а у частного заводчика, цена может быть намного ниже, но никто не обещает вам точной гарантии, что помет правильно выращен и получен от собак с правильной психикой и здоровьем. Питомники подходят к этому очень серьезно, подбирая производителей, изучая генетику поколений и родословную. Щенки мастифа, станут вашими охранниками и лучшими друзьями и членами семьи на долгие годы.
 

Тибетский мастиф считается одной из древнейшей породой собак, дошедшей до наших дней, практически в перовозданном виде. Это стало возможным, благодаря естественной изоляции Тибета. Пока происходило смешение кровей пород Запада и Востока. Тибетские мастифы спокойно жили высоко в Гималайских горах. Для жизни в суровых условиях природа одарила этих удивительных собак отменным здоровьем, мощью и уникальной шерстью с очень густым подшерстком. Тибетский мастиф приспособлен к любым климатический условиям, практически не болеет и живет в среднем 16 лет.

В США и во всех практически Европейских странах, порода Тибетский мастифф становится всё популярней.

И действительно порода тибетский мастифф заслуживает такой популярности и даже не только из за красоты, больше из за характера.
В нашей стране происходило много не урядиц, кризисов в экономике. но всегда есть класс очень успешных и обеспеченных людей,
которые живут в загородном доме, В этой ситуации им нужна собака друг, компаньон и отличный, надёжный охранник.
Тибетский мастифф хорошо воспитывается, прекрасно вливается в семью и становиться настоящим преданным другом и гордостью владельцев!

 
Тибетский мастиф порода, которая взрослеет примерно к трем годам, у сук бывает только один помет в год, обычно зимой. В помете обычно около 7-10 щенков. Щенков тибетского мастифа необходимо приучать к послушанию с любовью и твердостью, что в будущем сделает комфортным проживание человека и собаки.
 

Тибетский мастиф отличный охранник, защитник и компаньон. В присутствии членов семьи относительно дружелюбен и не проявляет агрессивности, но оставшись один, превращается в серьезного сторожа. Если его провоцировать и дразнить становится страшен, шерсть его поднимается «дыбом», глаза становятся красными, и это зрелище не для слабонервных. Свою территорию тибетский мастиф будет охранять насмерть, не зависимо от размеров и количества пришельцов. Выбрав тибета нужно осознавать, какую собаку Вы выбрали.
 
Если все же выбран тибетский мастиф, нужно понимать, что эта порода для загородного дома, ей необходимы прогулки и физические нагрузки. Тибетский мастиф неприхотлив в еде, не переедает и нуждается в чистой воде и большой территории для игр и прогулок.
 
Ухаживать за шерстью тибетских мастифов не сложно, они линяют один раз в год и не пахнут. Шерсть тибетского мастифа практически не вызывают аллергии. Эти собаки отлично ладят с детьми и позволяют им делать с собакой практически что угодно. Тибетский мастиф относится к детям как к членам семьи и будут защищать их от агрессии и не адекватного поведения окружающих, поэтому нужно следить, когда к вашим детям приходят друзья, так как тибетский мастиф может неверно расценить их совместные игры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Различают два вида Тибетских мастифов это
 
Tsang-Khyi (Цанг-хи) и Do-Khyi(До-хи).
 
Tsang-Khyi - это чистокровные мастифообразные целенаправленно выведенные собаки, они имеют массивный костяк, крупные складки, подвесы, брыли, широкую, глубокую, короткую, массивную и объёмистую морду. Их наиболее отличительной чертой является невероятно низкий глубокий лай, который скорее напоминает звук туманного горна, чем лай собаки. Строение собак этого типа не подходит для бега, они использовались для неподвижной ночной охраны монастырей и жилищ . Обладание такой собакой считается неким символом статуса. Ее очень трудно найти в продаже, а если и находится, то стоит, как правило дорого.
Do-Khyi - это широкораспостранённый рабочий тип , собаки этого типа почти не уступают мастифам по размерам. У них более утончённые морды, у этих собак нет характерного глубокого лая. В жизни они в первую очередь используются как сторожевые собаки для охраны от хищников и воров.
Тем не менее, на данный момент этим двум разновидностям приходится существовать под общим названием «Тибетский мастиф». Прекрасный образец Цанг-хи является плохим образцом До-хи, и наоборот. На выставках в Китае или Тибете, относятся к этим исконным ценностям и типам с уважением и разводят и судят их с разделением по типу. В странах, членах FCI стандарты требуют единого идеала, чтобы все Цанг-Хи и До-хи разных размеров и типов соревновались за звание лучшего представителя породы. Таким образом, судьи оценивают собак согласно своим собственным предпочтениям.
(ИНФОРМАЦИЯ С ИНТЕРНЕТА)
 
 
 
ЗАПАДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАДАЮТ НЕВЕРНЫЕ РАМКИ ДЛЯ ЭТОЙ МНОГОГРАННОЙ ПОРОДЫ.
АВТОР РИЧАРД АЙКХОРН.
 
Когда дело касается тибетских мастифов, спор всегда заходит о трех вещах: размере, окрасе и различиях в типе.
Мы остановимся на последнем пункте.
 
Приступая к рассмотрению этого сложнейшего вопроса, нам следует согласиться с тем, что тибетский мастиф является идеальным сочетанием мастифа и горной собаки. Это одновременно и полноценный мастиф и полноценная горная собака, и порой в нем сочетаются обе противоположности. Это и мастиф, который выполняет работу горной собаки, и горная собака, имеющая размер и тип мастифа. Это собака, соответствующая мастифу по своему внушительному размеру (согласно истории особи в высоту достигали от 86 до 91 см и имели массивный костяк) и типу (крупные складки, подвес, мигательная перепонка, брыли и широкая, глубокая, короткая и объемистая морда), которая эволюционировала и приспособилась к выживанию в наиболее суровом климате и местности, известной человеку как «Крыша мира». В результате получилось сбалансированное, мощное, содержательное и эффективное слияние горных пород с собакой, имеющей пропорции мастифа и самую длинную среди молоссов «львиную» шерсть.
 
Следует также принять, осознать и не забывать о влиянии культурных различий на породу, выведенную в целях стабильного выполнения возложенных на нее функций на родном Дальнем Востоке и вынужденную стремиться к форменному единообразию, чтобы соответствовать узким стандартам Запада. Справедливости ради стоит сказать, что если мы хотим оставаться верными тибетским ценностям и сохранить «истинную породу», то нам следует уважать заложенные в Тибете различия и не пытаться объединить их под общим названием «Тибетский мастиф». Наоборот, нам следует сохранить первоначальные различия в породе и ввести раздельные родословные книги, программы разведения и обозначения для разных пород/разновидностей. По крайней мере, следует организовывать отдельные открытые классы для определения лучшего среди подобных. Однако (пока что) дело обстоит совсем не так, что в результате приводит к путанному, противоречивому выбору часто заурядных победителей и селекционных решений.
 
Люди, занимающиеся разведением или судящие на выставках в Китае или Тибете, относятся к этим исконным ценностям и типам с уважением и разводят и судят их с разделением по типу, окрасу и шерсти. Среди них известны следующие разновидности: тигровый (мастифообразный) тип, львиный (горный) тип, снежный (белый) тип и даже бородатый тип («кай-апсо») (как бородатая колли). На Западе все отнюдь не так. Там стандарты AKC и FCI требуют единого идеала, чтобы все мастифы и горные собаки разных размеров и типов с грубой и гладкой шерстью самых различных окрасов соревновались за звание лучшего представителя породы. Наша обязанность как заводчиков и судей, во-первых, оставаться верными наследию той страны, откуда произошла порода, и не забывать о точке зрения тибетского народа независимо от существующей действительности и того, какой эталон на данный момент главнее. Как известно, стандарты могут и будут меняться в зависимости от мимолетных курсов, планов, тенденций в судействе и моды на отдельных собак, и в этих стандартах может по-разному рассматриваться подлинность и точность. К счастью, в нашем распоряжении есть огромное количество исторических документов.
 
 
 
Итак, как вернуться к истокам или, по крайней мере, найти формулу идеальной собаки? Это не всегда просто, учитывая смешение линий, типов и разновидностей, которые помогли спасти, восстановить и сохранить породу от исчезновения в 1950-ые годы во времена китайского вторжения и в ходе последующей оккупации Тибета. Однако велосипед изобретать не потребуется. Давайте отойдем от противоречий и разногласий и обратимся к неизменному, к основе, к нашему главному учителю: истории.
 
В 1963 г. знаменитый писатель и историк Роберт Эквалл, хорошо известный в мире тибетских мастифов, опубликовал в журнале свои наблюдения о породе под заголовком «Роль собаки в тибетском кочевом обществе». Его умение глубоко проникать в суть предмета дало нам редкую возможность увидеть страну и культуру, которая в то время была окутана тайной. Он подробно и точно описывает то, что является породой, разновидностью или наследственной чертой чистокровной собаки, а что не является таковым. Вот что он пишет:
 
Существует две разновидности или породы: настоящий тибетский мастиф - нечто весьма редкое - и другая в равной степени свирепая и почти такая же по размерам помесь. В последней, несомненно, есть, помимо других черт, и некоторая доли крови мастифа. Мастифы, которых иногда называют «санг-хи» (собака Санг) или «цанг-хи» (собаки Цанг), - это то, что тибетцы называют «костяком». Для сохранения чистоты этой породы они прикладываются значительные усилия. Обладание такой собакой считается неким символом статуса. Ее очень трудно найти в продаже, а если и находится, то стоит, как правило, не дешевле хорошей скаковой лошади. У них характерная массивная морда, высокая куполообразная голова, отвислые губы, хорошо заметная краснота рядом с веком и крупные передние конечности, как у любого мастифа. Относительно длинный хвост с небольшим подвесом слегка закручен при ношении. По окрасу они обычно черные (для чистокровных это обязательно); на морде, шее и ногах шерсть с подпалыми концами; на горле и груди, как-правило, есть немного белого; и над каждым глазом - подпалое пятно, поэтому их прозвали «Миг-бчжи-цань» (четырехглазые). Что касается размера, то моя собака весила 72,5 кг. Их наиболее отличительной чертой является невероятно низкий глубокий лай, который скорее напоминает звук туманного горна, чем крик животного. Нечистопородные сторожевые собаки, которые гораздо более многочисленны, почти не уступают мастифам по размерам и проявляют такую же свирепость. Однако в их лае нет того подобия горна или звука, который отличает настоящего мастифа. По своему окрасу они гораздо разнообразнее: от сплошного черного до волчье-серого, а иногда и белого. Их шерстяной покров несколько длиннее, чем у мастифов. У них немного широкие и плоские головы с более заостренными мордами, а хвост с густым подвесом завернут за спину и плотно прижат к телу.
 
Однако в жизни они в первую очередь используются как сторожевые собаки, и по сути дикие и настороженные. Их миссия, как говорят сами тибетцы, - «охранять богатство от хищников и воров», и для выполнения этой задачи они должны быть бдительными и свирепыми».
 
Из подробного отчета Эквалла, который сам держал тибетского мастифа, следует, что «существует две разновидности или породы». Это справедливо и сегодня. Первая - это высоко ценимая, чистокровная и редкая собака, которая нечасто продается, дорого стоит, является символом статуса и известна как «санг-хи» («цанг-хи»). У нее крупная морда, куполообразная голова, отвислые губы, красная мигательная перепонка, массивная грудь, длинный и свободно висящий хвост с небольшим подвесом. Она имеет черно-подпалый окрас с белыми отметинами на груди и шее, весит 70 кг и обладает характерным низким, глубоким лаем, напоминающим звук «медного гонга». Это совпадает с описанием, опубликованным в зимнем выпуске журнала Modern Molosser за 2009-2010 г., которое дал знаменитой «цанг-хи», по-прежнему высоко ценимой, оберегаемой и защищаемой в Тибете породе, господин Луо Го, специалист по тибетским мастифам, бывший мэра г. Лхасы. Вторую разновидность или классификационную группу Эквалл описывает как «помесь», сопоставимую по размерам и темпераменту с цанг-хи, более многочисленную (распространенную) с различной долей крови мастифа (цанг-хи). У этих собак нет характерного глубокого лая, напоминающего туманный горн; их окрас гораздо разнообразнее: встречаются, в том числе черные, серо-голубые, даже белые особи с более длинной шерстью; у них более широкие (плоские) головы, более утонченные (заостренные) морды и более высоко посаженный закрученный хвост. Это описание также совпадает с тем, что говорил мэр про другие разновидности, некоторые из которых используются в сегодняшних программах племенного разведения.
 
В заметках других известных историков отмечается та же самая двойственность в рамках одной породы. В китайских летописях династии Хан (142-87 гг. до н.э.) говорится, что тибетские собаки были «размером с осла» (то же указал Марко Поло в 13 веке) и встречались «рыжего окраса». В 1842 г. натуралист Брайан Хьютон Ходжсон при описании породы отметил, что «существует несколько разновидностей», и среди окрасов указал «черный, черно-подпалый или рыжий с разным количеством белого. У некоторых сзади имеется пятый палец (редкий прибылой палец)», что было достойно упоминания в 1868 г. в книге Чарльза Дарвина «The Variation of Animals and Plants under Domestication» (Изменение животных и растений в домашнем состоянии) и документально подтверждено иллюстрацией Ходжсона «Tibetan Mastiffs, 5-clawed and 4-clawed variety» (Тибетские мастифы, 5-палая и 4-палая разновидность), опубликованной в книге «Dogs of the last hundred years at the British Museum (Natural History)» (Собаки последнего столетия в Британском музее естественной истории). Ходжсон говорит о двух разновидностях: «разновидность из Лхасы - это самая красивая разновидность. Она почти всегда черная с подпалинами на ногах и имеет пятый или ложный палец на передних и задних ногах» и «разновидность «Мустанг» гораздо менее крупная, имеет ярко рыжий окрас, маленькие глаза; у нее нет редких пятых пальцев». В 1845 г. Вильям Мартин написал в своей статье «The History of the Dog» (История собаки), опубликованной в сборнике «Knight’s Weekly Volume», что «тибетский мастиф по размерам превышает английского мастифа, у него более опущенное выражение морды из-за кожи на бровях, которая образует глубокие складки, идущие по краям морды, и из-за толстых сильно отвислых губ. Эти большие собаки используются для охраны на плоскогорье в Гималаях рядом с Тибетом. Тело покрыто жестким волосом с черным окрасом, переходящим в желтые или рыжевато-коричневые оттенки на конечностях, над глазами и на морде; хвост завернут за спину и на нем имеется густой шерстяной подвес». В 1891 г. немецкий ученый и специалист по собакам, профессор Леопольд Фитцингер так описал тибетского мастифа: «Canis molossus tibetanus.
 
Эта порода также является чистокровной разновидностью молоссов, чьи уникальные характеристики являются результатом избирательных адаптаций к географической среде и климатическим влияниям. Даже самые крупные особи традиционных разновидностей европейского мастифа не достигают размеров тибетского мастифа, - пишет ученый. - Голова больше, задняя часть головы более выраженная… морда шире и более тупая… губы длиннее и, следовательно, сильнее отвисают. Кожа в районе скул меньше прилегает к телу, уши длиннее и более округленные, глаза немного меньше. Аристотель считал тибетского мастифа помесью, получившейся в результате скрещивания домашней собаки и тигра».
 
Макс Сибер, автор книги «Der Tibethund» (Собака Тибета, 1897 г.), зафиксировал многочисленные факты, найденные различными писателями, исследователями и историками. «Окрас тибетского мастифа варьируется от черного до светло-золотисто-коричневого или рыжего, но большинство из них черные с ржавыми отметинами» (граф Бэла Сечении, 1879 г.); «Один метр двадцать сантиметров в длину от кончика носа до начала хвоста.
 
Высота в холке составляет восемьдесят шесть сантиметров» (Гилл, 1880 г.); «Губы сильно отвислые… на маске глубокие складки… глубоко посаженные налитые кровью глаза… сплошной черный окрас… отдельные особи коричневого и волчье-серого окраса; у последних обычно черные маски и черные концы остевого волоса... гигант, воистину Голиаф среди собачьих пород, рядом с которым даже английские мастифы, сенбернары и ньюфаундленды покажутся маленькими» (Дж. А. Петерсен, 1895 г.).
 
«Однако окрас шерсти значительно различается ... черный... черный с ржаво-рыжими... ржаво-коричневыми, светло-коричневыми или золотисто-рыжими отметинами... у других - коричневый с желтыми отметинами (шоколадно-подпалый), - писал сам Зибер. - ...кроме того, некоторые имеют желтовато-коричневый или темно рыжий окрас... У других окрас темный с черным седлом... Голова у тибетского мастифа непропорциональная ... Губы тибетского мастифа отвислые. Глаза глубоко посажены, конъюнктивы налиты кровью ... (редкие) прибыльные пальцы ... они есть у всех тибетских мастифов». В 1900 г. преподобный Буш поделился своими наблюдениям и выводами о разновидности мастифов «цанг-хи». Он пишет: «Есть очень много посредственных особей, однако огромную собаку с массивной головой, округлым черепом, расслабленно висящими губами, маленькими темными глазами с хорошо заметной мигательной перепонкой, большим количеством складок, почти неизменно черного окраса с подпалыми точками, как правило, можно найти только в больших монастырях или рядом с владениями богатых тибетцев».
 
Это была не та худощавая, кочевая горная собака с более утонченными чертами, которую сегодня некоторые выдвигают на роль идеала, и которую преподобный Буш относил к «посредственным особям». Речь идет о высоко ценимой разновидности, имеющей тип и размер мастифа, которую держали исключительно в монастырях или при домах богачей. Схожее описание было дано иллюстратором собак и писателем Ричардом Стребелом в 1905 г. «Тибетцы признают две разновидности: грубую и гладкую, однако больше ценят грубую, - писал он. - Поскольку эти две разновидности не являются разными породами, они похожи друг на друга во всех отношениях, кроме шерсти...
 
Два разных типа: одно более легкое животное, другое гораздо более тяжелое с массивным костяком и складками на морде… Только собака легкого типа могла бежать наравне с лошадями. Тяжелый тип просто не смог был разогнаться до скорости лошади, однако использовался в охоте на львов и медведей».
 
«Дело в том, что более легкое животное – это естественный, изначальный тип, - заключает он, - а более тяжелое, крупное животное - это специально выведенная разновидность». В 1986 г. страстный поклонник тибетских мастифов и один из основателей клуба-родоначальника Дональд Мессершмидт рассказал, что во время своей остановки в Непале он имел возможность пообщаться с одной тибетской семьей. Впоследствии он достаточно хорошо описал различия между «до-хи» (горным охранником скота) и «цанг-хи» (мастифообразным охранником храмов): «”Хи” (собака) или тибетский мастиф (известный также под именем «Бхотия») – это хорошо знакомая нам собака, используемая для охраны стад и домашнего скота, которую держат кочевые пастухи «дрог-па» на западе Тибета и пастухи в Гималайских районах.
 
Эта собака славится своими бойцовскими качествами, способна дать отпор волкам и другим хищникам. Ночью она ходит вокруг стада яков или овец, у нее хороший, глубокий лай. У собаки очень хороший нюх, который на тибетском называется «цзы нобо»; она хорошая ищейка. Она также приспособлена к холодной и ветреной погоде. Шерсть не слишком длинная, у нее хорошая крепкая голова и корпус и пушистый хвост, завернутый на спину. В общем, полное отражение нашего представления о том, какими являются превосходные тибетские мастифы (охранники скота).
 
По словам моих друзей, лучшие окрасы у черных собак с рыжевато-коричневым оттенком и двумя точками над глазами или у полностью черных собак с белой звездой на груди». Мессершмидт продолжает рассказывать о разновидностях мастифа: «”ЦАНГ-ХИ” (лучшая собака) иногда называют «до-хи» (привязанная собака). По сравнению с обычной ХИ (тибетским мастифом), описанной выше, взрослая ЦАНГ-ХИ встречается редко. ЦАНГ-ХИ – это в первую очередь сторожевая собака, которую, как правило, привязывают у ворот монастырей и огороженных сельскохозяйственных территорий.
 
Тибетцы про нее говорят «большая голова, большие уши, большая пасть (челюсти) и большой лай», однако мои друзья сразу заметили, что для бега такая собака не подходит, у нее узкие и плохо поставленные задние конечности. ЦАНГ-ХИ известна своим свирепым лаем, особенно ночью». Многие перечисленные историки, такие как Зибер, Петерсен, Мартин, Буш, Стребел и Эквалл, наш современник Мессершмидт и другие, приводят схожие документальные факты и описания «цанг-хи» (мастифообразной, долинно-плоскогорной разновидности (породы)), используя такие термины, как «крупный… массивный костяк…», «очень большая собака», «массивные, БОЛЬШИЕ куполообразные головы», «большие уши», «мастиф с чрезвычайно большим количеством складок «с большой пастью (челюстью)», упоминая о строении, пригодном для неподвижной, ночной охраны, «не созданы для движения… эта собака не подходит для бега», предпочитаемых видах окраса и том факте, что особая, мастифообразная разновидность является редкой «дорогой и целенаправленно разводимой», в отличие от другой разновидности, которую они называют «посредственными особями, помесями» и «более легким… естественным, изначальным типом» - все это одна колоссальная собака, чрезвычайно соответствующая мастифу. Как эту историю можно применить сегодня или перенести на наследие «тибетского мастифа»? Вокруг «породы» не утихают споры, мировые стандарты задают различные, а иногда и противоречащие другу требования, сообщество разделилось на несколько противоположных лагерей, отстаивающих и защищающих различные типы (породы).
 
Сторонники «цанг-хи» (мастифов долинного, плоскогорного типа) «целенаправленно выведенной» разновидности (породы), живущей при монастырях и домах богатых людей, наотрез отказываются принимать и даже оскорбляются идей вести общую родословную книгу и делить ринг со сторонниками «до-хи» (горной собаки для охраны скота, львиного типа) и их кочевническим «естественным, изначальным типом». Тем не менее, на данный момент этим двум разновидностям (породам) приходится существовать под общим названием. Прекрасный образец цанг-хи (мастифообразной разновидности) является плохим образцом для горной разновидности (породы), и наоборот. Если им приходится соревноваться на одном ринге, судьи либо показывают свою лояльность к тому или другому типу (разновидности), либо неуверенно ищут компромиссный вариант, в котором лучше всего сочетаются черты обоих.
 
Для ясности представьте себе судью, которому нужно выбрать из лучшего сенбернара и лучшего аляскинского маламута одного лучшего представителя породы, при этом обе породы вписывались бы в рамки стандарта. Или судью, которому нужно определить одного лучшего представителя породы на ринге, где находятся кувас, пиренейская горная собака, подгалянская овчарка и мареммо-абруццкая овчарка - все представлены рамках одного стандарта.
 
Вероятно, это все равно что пытаться найти нечто среднее между атлетичной кане корсо и неподвижным неаполитанским мастифом или разрешить непрекращающийся спор об американской аките, по прежнему соревнующейся и используемой в разведении с ввезенным, утонченным и менее крупным японским типом.
 
Добро пожаловать в большой и прекрасный мир «Тибетских мастифов»! Одно можно сказать наверняка: тибетский народ признавал и разводил по меньшей мере две разные породы (разновидности), которые нужно отдельно сохранять и ценить. И если между этими разновидностями вдруг возникнет спор о первородстве, то все необходимые ответы найдутся в истории.
 
В итоге получается, что никто никогда не придет к единому мнению о том, что представляет собой чистая порода, если ей приходится делить одно имя, родословную книгу и ринг с самыми отдаленными гималайскими разновидностями и подвидами с «некоторой долей крови мастифа».
 
Для тех из нас, кто любит и отстаивает чистокровных собак и их многочисленные породные различия, собаководство должно являться осторожным, тщательно планируемым и целенаправленным разведением в целях сохранения первозданного типа, добротности, темперамента и здоровья.
 
Наша обязанность и долг как судей заключается в том, чтобы находить и поощрять тех заводчиков, которые смогли обеспечить соответствие с точки зрения сегодняшнего стандарта и не забыли о тибетском понимании исконной породы. Что касается темперамента, учтите, что правильный тибетский мастиф скорее останется охранять дом, чем позволит незнакомому человеку подходить близко и рассматривать его на ринге.
 
Помните о необходимом балансе между размером, костяком, массой и добротностью, о том, что у качество собаки не зависит от окраса, ее движения должны быть мощные и размеренные, и в первую очередь уделяйте внимание чертам, характерным для мастифа, сдержанным, твердым, величественным манерам, словно собака готова устраивать приемы при своем дворе, где вы будете лишь простым зрителем.
 
 
По мнению авторитетных специалистов эта мощная и сильная собака является прародительницей всех современных догообразных собак (молоссов) и насчитывает около 5000 лет. От нее произошли горные длинношерстные собаки и месопотамские молоссы, о чем есть упоминание еще в клинообразной письменности. В древней Месопотамии собаки с Тибетского плоскогорья - предки современных мастифов, появились еще с незапамятных древнейших времен. Бытует мнение, что месопотамских молоссов (тибетских мастифов или их потомков) индийский царь преподнес в дар Александру Македонскому. А Аристотель - философ и учитель Александра Великого, описывает тибетского мастифа как индийскую собаку, которую получили в результате скрещивания псовых со львами.
 
 
Домашние животные могут не только радовать хозяев, но и стать настоящей гордостью владельца.  Мультимиллионер из Китая стал обладателей собаки редкой породы тибетский мастиф. Этот рыжий красавец был продан на аукционе за рекордную сумму –  $1,5 млн. Согласно одной из легенд собаку породы тибетский мастиф держал сам Будда. Это одна из самых древних пород собак на земле.
 
Известно, что их использовали в тибетских монастырях как отличных сторожей. Тибетские мастифы помогали переносить тяжести и охраняли имущество кочевников в Гималаях. Сам великий завоеватель Чингисхан, по преданию, любил и воспитывал собаку этой уникальной породы. Обеспеченные китайцы, почитатели породистых собак,  уже давно обратили внимание на тибетских мастифов. Стоимость племенных щенков тибетского мастифа исчисляется в Китае сотнями тысяч долларов.
 
 
ТИБЕТСКИЙ МАСТИФ
 
 
Тип и форма тибетского мастифа в Тибете  (Автор Луо Го) 
 
Перевод Ву Ченгмин, Исследовательский центр тибетских мастифов, Гон И, Китай
Тибетский мастиф - это исконная порода, которая отличается основательностью и костяком; у нее четыре сильные и крепкие конечности, мощные мышцы, плотное телосложение, и при этом под кожей нет лишней массы. Все эти черты приспособлены для экстремальных высокогорных и холодных климатических условий. У тибетских мастифов хорошая воспроизводительная способность и иммунная система, они поздно взрослеют. Их густая шерсть - из устойчивого к погоде волоса, а массивный подшерсток предназначен для сохранения тепла.
 
Тысячелетиями тибетский мастиф размножался в суровой природной среде Тибета с минимальными ресурсами. Люди не занимались их разведением систематически, поэтому нет ни очевидного внешнего влияния, ни крайних отклонений, и поэтому эта порода сохранилась в древнем и исконном виде.
Несмотря на этот факт, тибетские мастифы могут отличаться по типу. В некоторой степени различия в физическом строении и типе являются результатом влияния среды, то есть местности, экологии и методов разведения щенков, которые определялись имеющимися ресурсами и социальной экономией. Ниже даются пояснения о том, как тибетские мастифы на плато Цинцзан делятся по типу, строению и функции.
 
В Тибете долинный тибетский мастиф, или «цанг-хи», как правило, встречается и разводится в горных районах на юге, в уездах Тибетского автономного района Цомэй, Цзячжа Саньру, Цона и Лхюндзе - все округа с высокогорными долинными пастбищами.
В середине 19 века Чарльз Дарвин в своей книге «The Variations of Animals and Plants Under Domestication» (Изменение животных и растений в домашнем состоянии) говорит об «огромном черном мастифе», живущем в южных районах гималайских гор Тибета. Здесь он, безусловно, имеет ввиду больших тибетских мастифов, которые, как известно, водились в этом районе.
Обычно тибетский народ называет их «цанг-хи» из-за очень крупного размера и, в особенности, первоклассного и предпочтительного типа этой разновидности. Данный вид тибетского мастифа ценится за свои охранные способности и бдительность, и за его красивый, желаемый тип. Мы часто привязываем их к воротам или с обеих сторон юрты как охранников или "до-хи", на случай, если придут незваные гости.
У самого выдающегося взрослого кабеля размер превышает 75 см, а взрослые суки в среднем достигают 70 см. У них очень большая голова и выраженный затылочный бугор, толстые и длинные висячие уши, глубоко посаженные глаза с треугольным разрезом, и если собака сердится, у нее видна красная мигательная перепонка; верхняя губа свободно нависает, углы рта приоткрыты, хорошо заметная полноценная грива до холки и широкая прямая спина, постепенно поднимающаяся к заостряющемуся и сужающемуся крупу, слегка подтянутый живот. Для этой разновидности характерны следующие окрасы: черно-подпалый («цзяма») и сплошной черный («дунма»), допускаются некоторые белые отметины. Золотистый, разноцветный, разбавленный серый окрас и прочие указывают на смешение с иными типами тибетских мастифов или скрещивание с другими гималайскими собаками.
Преобладающими чертами долинного тибетского мастифа, или «цанг-хи», являются:
1. Специальная способность охранять собственность
Из-за более крупного и крепкого телосложения и более долгого одомашнивания долинного тибетского мастифа голова и верхняя губа цанг-хи с возрастом становится более и более выраженной и отвислой, что делает его менее способным и пригодным для схватки с хищниками. Поэтому долинного цанг-хи не следует отдавать на пастбище. Тысячелетиями долинные тибетские мастифы цанг-хи не принадлежали к разновидности, используемой для охраны скота. Они ценятся за то, что проявляют бдительность дома и приносят радость семье. Этот тип тибетского мастифа верен своему хозяину и домашним животным хозяина. Они не только признают и принимают людей, но и допускают незнакомцев, общающихся с семьей хозяина. Однако они не потерпят никаких незнакомых животных рядом с животным или домом своего хозяина, особенно ночью. Они остаются настороженными и бдительными в течение всей ночи и охраняют свою домашнюю собственность.
Если им встретится нарушитель, или они окажутся в новой ситуации, то хозяин сможет по лаю определить, является ли незваный гость зверем или посторонним человеком, и, кроме того, сможет понять направление и расстояние, чтобы подготовиться и принять наиболее эффективные меры. При нарушении границ цанг-хи внезапно бросается к незнакомцу и обнюхивает его, чтобы опознать. Если в этот момент чужак будет стоять не подвижно, то с ним ничего не случится. В противном случае цанг-хи вцепится и будет держать его, применив для этого столько силы, сколько потребуется до прихода хозяина.
2. Доставляет радость внешним видом и поведением
У цанг-хи особый звучный, сильный и очень глубокий голос. В любой момент цанг-хи может использовать разные звуки, чтобы в точности предупредить хозяина и оповестить о расстоянии, отделяющем тибетского мастифа от незнакомца. Тибетские специалисты считают, что в лае цанг-хи есть мощный рокот, которого нет у других типов мастифов. Наследование этого особого звука является очень стабильным и доминирующим признаком цанг-хи. Хотя при смешивании типов тибетского мастифа лай может измениться, потомков чистокровного цанг-хи можно отчетливо узнать по их звучному, глубоком и приятному голосу. Конечно, очень важно сохранить этот особый ценный тип и звук.
Нам жизненно необходимо дорожить и сохранять чистокровного цанг-хи, долинный тип тибетского мастифа, уважать и защищать их древние традиции. Кроме того, необходимо тщательно отбирать и использовать генетические данные, чтобы добиться оптимальных результатов разведения путем постоянного поиска необходимой комбинации этого типа. Учитывая меняющийся мир, в котором должен жить тибетский мастиф, и его меняющуюся роль в жизни человека, эту тему необходимо сделать предметом общего обсуждения.
В качестве важного факта, уникального и ключевого для этого типа, следует напомнить, что звуки, издаваемые цанг-хи меняются, если уменьшается расстояние между собакой и незнакомцем. Звуки цанг-хи меняются и становятся более громкими, когда он сидит, и когда стоит, и когда идет, и когда бежит. Если незнакомец проходит мимо, то привязанный цанг-хи рванет вперед и натянет до предела цепь, его шея будет сдавлена, он будет задыхаться, глаза нальются кровью, зубы начнут скрежетать, и в этот момент мы услышим только резкий, грубый лай и учащенное дыхание. Все этого говорит о свирепости. Несмотря на то, что это выглядит крайне волнительно, в итоге мы чувствуем себя защищенными, расслабленными и беззаботными. Это приятно волнительное зрелище.
 
(ИНФОРМАЦИЯ С ИНТЕРНЕТА)
 
-----------------------------------------------------------------------------
 
Мастиф или горная собака
 
В этом двухчастном цикле мы раскроем тонкости породного типа тибетского мастифа. Этот вопрос десятилетиями был причиной внутренних споров и разногласий в международных сообществах, занимающихся тибетскими мастифами, и он же являлся причиной того, что эта древнейшая из пород не была принята в AKC до 2007 г. 
Несмотря на то, что в каждой породе собак есть отклонения, различия в мире тибетских мастифов почти можно назвать различиями между породами, а не между разновидностями в рамках одной породы. Мы говорим как минимум о двух, возможно, трех или более индивидуальных разновидностях в породе. Они отличаются размером, типом, окрасом и шерстью и могут (или должны?) быть представлены на ринге в виде отдельных пород. Таким образом, судьи оказываются в затруднительной ситуации и вынуждены перестраховываться и выбирать усреднённую рабочую собаку, сочетающую в себе лучшие черты имеющихся разновидностей, или лучшего представителя породы согласно своим собственным предпочтениям. 
На мастер-классах мне чаще всего задают такой вопрос: «Почему у этой породы такие существенные расхождения в размере и типе?» 
Говоря простым языком, причина кроется в противоречии между изначальной восточной потребностью в выполнении функций и западной потребностью в едином, различимом породном типе. Заводчики и владельцы на родине породы занимались разведением с точки зрения функции и формирования характера, пригодного для охраны скота, уделяя меньше внимания постоянству размера, типа, окраса и шерсти. В связи с чрезвычайной изолированностью популяций собак-производителей на Тибете, связанной с суровым климатом и небезопасной местностью, у отдаленных деревней часто имелись собственные версии тибетского мастифа. 
Есть исторические подтверждения существования различных разновидностей (подвидов) тибетских (гималайских) собак («цанг-хи», «до-хи», «львиный тип», «тигровый тип», «снежный тип», «гималайская пастушья собака», «бхотия», «банжарский мастиф» и т.д.), которые, как считается, использовались для возрождения этой породы и спасения ее от вымирания после китайской оккупации Тибета в 1950-ые годы. Все эти изменения отражены в современных родословных книгах тибетских мастифов и в настоящий момент рассматриваются под общим заголовком «Тибетский мастиф». На родине тибетского мастифа, которого в странах, поддерживающих стандарт FCI, теперь называют «до-хи», в Китае и Тибете - «цзан-ао» (тибетская собака), а в Тайване - «ао-чен», люди не стремились к такой стандартизации с точки зрения внешнего вида (фенотипа), которая существует в западном собачьем мире. 
Причина проста: разведение собак в Тибете традиционно определялось географическими особенностями с учетом экстремальных климатических условий, а не являлось результатом международного, вдумчивого процесса, который сегодня принято ассоциировать с собаководством. Кочевая жизнь скотоводов не способствовала разработке программ разведения, и породный тип (внешний вид) интересовал кочевников не в первую очередь. Работоспособность благодаря физической крепости и ярко выраженная склонность к охранной работе были двумя наиболее желанными и ценным чертами собак. Первоначально тибетцы не вполне разбирались в генетике и не применяли ее при разведении собак, поэтому они не смогли ограничить тенденцию изменения типа, которую можно контролировать с помощью селекционных программ племенного разведения, существующих сегодня на Западе. Так в разных регионах возникли разные типы и разновидности. 
Эти различия (между мастифом и овчаркой (горной собакой)) до сих пор отчетливо видны в разных программах разведения и местных популяциях. Чтобы объяснить это расхождение, Лионел Джейкоб в 1901 г. рассказал о своем последнем путешествии по Тибету: «Можно взять любых двадцать тибетских собак (мастифов), выстроить их в один ряд, поставить на одном конце особь, наиболее похожую на мастифа, а на другом - наиболее напоминающую овчарку, а остальных рассортировать между ними в качестве промежуточных звеньев. В итоге совершенно невозможно будет сказать, где закончилась одна разновидность, и началась другая».
Кроме того, он признает, что различие между наиболее «мастифообразным» и наиболее «овчаркообразным» типом тибетского мастифа является, мягко говоря, значительным, учитывая расхождения в типе и размере, и даже цвете и темпераменте. Это утверждение справедливо и сегодня, спустя более 100 лет! Две наиболее часто встречаемые и описанные в исторических источниках разновидности тибетского мастифа, о которых упоминал Джейкоб, сегодня известны как «цанг-хи» и «до-хи». При этом считается, что первую представляют наиболее престижные, крупные и ценные собаки, а вторая - широко распространенная рабочая разновидность. Лучше всего разновидность «цанг-хи» описал Уильям Гилл в своем рассказе о путешествии через Китай и Восточный Тибет в Бирму в 1880 г.: 
«У вождя была огромная собака, которую он держал в клетке на стене рядом с входом. Она была очень крепкого телосложения, имела черно-подпалый окрас (при этом подпал имел очень хороший оттенок). Шерсть у нее была довольно длинной, но гладкой. У собаки был пушистый хвост, гладкие с подпалом ноги и огромная голова, которая казалось непропорциональной относительно тела и по форме очень напоминала голову бладхаунда с нависающими губами. Налитые кровью глаза собаки были очень глубоко посажены, а уши у нее - плоские и висячие. Подпалые пятна были над глазами, и одно подпалое пятно на груди. Длина от кончика носа до начала хвоста была один метр двадцать сантиметров, и высота в холке составляла восемьдесят шесть сантиметров. Собаке было три года, и это была настоящая тибетская порода (мастиф)».
 
Автор знаменитый британский художник-анималист Артур Вардл. Показаны идеальные черты и пропорции породы. Если бы такая собака существовала сегодня, и у нее была бы более длинная шея, более обильная грива и очес, которые приходят с возрастом, то мы бы регулярно видели ее среди победителей.
В этом описании дается очень четкая, наглядная картина относительно типа, и специально упоминается гигантский размер и особенности, характерные для мастифа. Самый крупный тип, «цанг-хи», часто можно было встретить в монастырях, где собаки служили постоянными охранниками - владельцы дарили их монахам, чтобы снискать божью милость. Других собак продавали богачам для охраны дворов, поскольку лишь очень немногие люди могли позволить себе прокормить такое крупное животное. 
При этом менее крупные, более распространенные, овчаркообразные до-хи оставались в деревнях, на пастбищах, с караванами и путешествовали с кочевниками: они служили, скорее, как охранники скота (стада). У первых собак, которых привезли в США около 40 лет назад, была именно такая насыщенная, чрезвычайно разнообразная генетическая база. Они отличались по типу, качеству, подлинности и даже «чистоте», которая зависела от места их происхождения и влияния других факторов среды. Несмотря на то, что эти первые привезенные собаки представляли собой несметное число разновидностей, о которых Лионел Джейкоб упоминал в своем повествовании, большинство сегодняшних тибетских мастифов уже можно разделить на два типа, известных в истории как «тибетский мастиф»: мастифообразная цанг-хи и горная (овчаркообразная) до-хи. Хотя разрыв между этими двумя типами часто был размыт и преодолевался путем смешения современных линий, по-прежнему с точки зрения размера, породного типа, шерсти, окраса и порой темперамента заметны значительные отличия.
Я уже был готов наградить лучшую собаку выставки и попросил передать розетку или приз. В этот момент мне сказали: «Это вон тот красный автомобиль за рингом!» На фотографии: Уонг Жанкуй, «отец тибетского мастифа в Китае» (крайний слева); мэр (слева от машины); заводчик/владелец лучшей собаки выставки (в центре); Кэролин Александер, коллега-судья; госпожа Луо Го; я и Ву Шинн Шёнг, специалист по породе от FCI из Тайваня, заводчик тибетских мастифов (крайний справа).
 
Рик Айкхорн, госпожа Луо Го, Кэролин Александер и господин Луо Го.
В 2007 г. я ездил в Китай судить на специальной выставке тибетских мастифов в г. Аньяне (собака, которую я выбрал в качестве лучшего представителя породы и лучшей собаки выставки, выиграла автомобиль!), и именно тогда мне крайне посчастливилось познакомиться с бывшим мэром г. Лхасы, господином Луо Го. Ему около 70 лет, он родился в Тибете, прожил там всю свою жизнь, держал и разводил тибетских мастифов до, во время и после китайского вторжения, и продолжает заниматься этим по сей день. Несмотря на мой более чем 30-летний опыт разведения, владения, хэндлинга, несмотря на то, что я привез все основные линии, существующие сегодня в мире, и это позволило мне шире и более глобально понимать и смотреть на породу, заветной целью для меня было встретить такого человека, который на самом деле прожил всю свою жизнь рядом с «истинной» породой в сердце ее родины. 
Больше никаких мнений или простых гипотез: он говорил факты. Для записи его слов мудрости мне не хватало только каменных скрижалей. Я с радостью учился у него ту неделю, пока шла выставка, где мы были VIP-персонами, и затем еще одну неделю в 2008 г., когда нас пригласили в качестве гостей на открытие нового, стоящего несколько миллионов долларов питомника, в котором были эксклюзивно представлены собаки из самого Тибета или из популяций, выведенных тибетцами на плато Цинхай в Китае. Мое представление о породе и знания были одновременно поставлены под сомнение, пересмотрены, и подтверждены. 
Здесь впервые в мире и эксклюзивно для журнала Modern Molosser публикуется статья, которую он поручил мне передать западному миру, дополненная фотографиями описываемых собак. 
Я искренне надеюсь, что статья мэра подтолкнет вас к пониманию того, что представляет собой истинный тибетский мастиф, а также поможет научиться выделять на ринге главное и второстепенное. Во второй части этого цикла будет более подробно рассказано о «цанг-хи долинного типа», «цанг-хи плоскогорного типа» и «львином типе до-хи».
 
(ИНФОРМАЦИЯ С ИНТЕРНЕТА)

 

 

 

Заказать обратный звонок